- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
- Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ"О внесении изменений в отдельнзаконодательные актыРоссийской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связис ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядкаобеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услугв сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
- Методические рекомендации руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, по созданию в рамках программы "Доступная среда" на 2011-2020 специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
- Временный порядок предоставления государственной услуги в сфере образования для детей-инвалидов.
- Порядок регламентации и оформления отношений с родителями(законными представителями) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому.
- Сайт Государственной программы "Доступная среда".
- План работы школьного ПМПК
- Приказ о назначении ответственного за сопровождение инвалидов
- Паспорт доступности.
- 11.Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов и других МГН.
Доступная среда
Перечень нормативных, методических и иных материалов по организации инклюзивного образования
Федеральные документы
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
- Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020гг
- ПРИКАЗ "Об утверждении плана мероприятий("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования" 02.12.2015 №1399
- Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624)
- Приказ Минтруда России от 13.06.2018 № 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"
- Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
- Приказ Минобрнауки от 09.11.2015 № 1309
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
В МКОУ НОШ-ДС ЭМР нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Для проведения практических занятий в учреждении функционируют кабинеты, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям.
Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ организован свободный доступ к местам занятий.
Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ имеются следующие средства обучения и воспитания, в том числе технические:
- специализированные учебники для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ;
- компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Согласно принятому законодательству, политика в отношении инвалидов должна быть направлена напредоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности, как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Создаются оптимальные условия для всех категорий читателей, атакже содействие в учебно-воспитательном процессе. Доступ к библиотечному фонду для детей с ОВЗ и инвалидам предоставлен на общих основаниях.
Библиотека МКОУ НОШ-ДС ЭМРнаходится на первом этаже, ширина дверных проемов не менее 0,9 м; в состав библиотеки входят: читальный зал. Библиотеку могут посещать лица с ограниченными возможностями здоровья организовано 6 рабочих мест. Все дети с ОВЗ и инвалиды имеют учебники и учебные пособия.
Педагог-библиотекарь предоставляет основной и дополнительный набор библиотечных, библиографических и информационных услуг и продукции, обеспечивает альтернативные условия и режим пользования ими, обеспечивая удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов создавая комфортные условия пользования библиотечными и информационными услугами, оперативный доступ, поиск и получение библиотечных документов и информации.
Деятельность библиотеки направлена на обеспечение обучающихся и педагогического коллектива учебной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями и информационными материалами. Формирование фонда библиотеки соответствует профилю учебного заведения и информационным потребностям потребителя. Фонд библиотеки находится в открытом доступе потребителей. Библиотека– это первый информационный центр для обучающихся. Забота библиотеки заключается в том, чтобы каждый потребитель нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников, таких как: книга, журналы.
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в жизнишколы– это главная обязанность нашей библиотеки.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
- Электронные образовательные ресурсы;
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) ;
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
- Тренажеры и спортивное оборудование.
Учреждение располагается в двух корпусах (дошкольникии 1-9 классы) - типовые одноэтажные здания, рассчитанных на 30 и 80 мест соответственно. Работают столовая, в которой организовано горячее питание учащихся 1-9 классов, а также:
- спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием;
- актовый зал;
- медицинский кабинет;
- столовая на 30 мест;
- компьютерный класс;
- школьная библиотека;
- кабинеты логопеда, психолога и социального педагога.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
- словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем);
- визуальные средства (микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.);
- средства автоматизации процесса обучения (компьютеры, локальные телекоммуникационные сети);
- учебно-методические материалы, помещенные на сайте учреждения в сети Интернет;
- технические средства обучения
В образовательной организации обеспечены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, доступ к ним возможен на первом этаже здания школы т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Выполнены меры по доступности получения образования;
Выполнена контрастная маркировка входных дверей (жёлтая);
Назначены ответственные лица по сопровождению инвалидов;
Проведены инструктажи с сотрудниками, предоставляющими услуги по доступности с ОВЗ.
В школе создаются условия без барьерной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- территория имеет твердое покрытие;
- организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- в помещениях обеспечен свободный доступ к материалам;
- учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность социальный педагог, медицинский работник;
- при организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование;
- в ОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК обеспечено психолого–педагогическое сопровождение всех категорий.
- установлены пандусы.
В школе созданы условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- официальный сайта школы адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- инвалидам обеспечивается помощь, необходимая для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
Обеспечение специальных образовательных условий – государственная гарантия, адресованная детям с ОВЗ и инвалидностью.
Были проведены строительные работы здания школы. В результате, были выполнены следующие мероприятия по обеспечению доступности предоставляемых услуг для инвалидов и маломобильных групп населения:
- Выполнен капитальный ремонт санузлов.
- Расширины дверные проемы.
- Ступени крыльца и лестниц окрашены контрастной краской.
- Установлены поручни на пандусах и лестничных маршах крыльца.
- Утвержден порядок осуществления приема инвалидов и маломобильных групп населения (приказ №228/2 от 01.09.2016г.)
Вход в здание. Входы в здания школы оборудованы пандусом . В начале лестничного марша нижняя и верхняя ступени выделены контрастным цветом. Дверные проемы расширены.
Актовый зал укомплектован ноутбуком, мультимедийным экраном, звуковыми системами.
Библиотека на 100% обеспечена учебниками.
Столовая обеспечивает учащихся горячим питанием, соответствующим физиологическим потребностям детей.
Гигиеническая комната. Несколько раковин укреплены на высоте 0,65 м от пола.
Учебные кабинеты. Все кабинеты начальной школы оборудованы партами с возможностью их регулировки в соответствии с ростом ученика. Во всех учебных кабинетах установлены технические средства обучения: видеопроектор, интерактивная доска, компьютер.
Специальные условия питания
В соответствии состатьей 32 п.2 подпункта 19 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года (с последующими изменениями и дополнениями)» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» в МКОУ НОШ-ДС ЭМР созданы необходимые условия.
- Столовая рассчитана на 30 посадочных мест.
- Создана беспороговая доступность внутри столовой.
- Столовая обеспечена новым оборудованием
- Качество продукции проверяется медработником и делается соответствующая записьв журнал.
- Журнал бракеражной сырой продукции ведет диет.сестра;
- Журнал готовой продукции ведет диет.сестра;
- Суточная норма продукции оставляется на 2 дня.
- Осуществляется административно-общественный контроль за организациейпитания. Для этого создана комиссия.
- Создана бракеражная комиссия.
- Дежурный администратор, ответственный по питанию и классные руководители присутствуют в столовой во время питания учащихся.
- Обслуживание соответствует тепловому режиму. Согласно статье 51п.5 Закона Российской Федерации «Об образовании вРоссийской Федерации» No 273 от 29.12.2012г. ( с последующими изменениями идополнениями) «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» в МКОУ НОШ-ДС ЭМР расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. Продолжительность перемен между уроками составляет 20 минут, установлена в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.
- Питанием охвачено - 100 % детей, в том числе и дети - инвалиды.
- Специальные условия питания отсутствуют.
Cпециальные условия охраны здоровья
Специальные условия охраны здоровья отсутствуют.
Сведения об организации медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья
Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (заисключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров, диспансеризации и иммунизации) осуществляется учреждениемдополнительного образования. Первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается в медицинском кабинете медицинской организации, расположенном в здании ФАПа п.Нидым. Оказывает медицинскую помощь обучающимся МКОУ НОШ-ДС ЭМР на основании договора в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, а так же первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в возрасте до 18 лет -обучающимся в Образовательном учреждении, целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний.
Педагогические работники проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в два года.Работники проходят предварительный, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Работники должны быть привиты в соответствии с национальным календарём профилактических прививок.Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваний, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе. Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.В учреждении организуется работа по пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни; по проведению санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.К занятиям в учреждении обучающихся допускают после перенесённого заболевания только при наличии справки.
Здоровьесберегающая инфраструктура учреждения включает:
- состояние и содержание здания и помещений учреждения в соответствии с гигиеническими требованиями и нормами и организацией доступной среды для детей с умственной отсталостью;
- оснащенность физкультурного зала,спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
- наличие и необходимое оснащение медицинских кабинетов: физиокабинета, кабинета водолечения, парафинолечения, кабинета массажа, соляной комнаты, кабинета коррекции психофизического развития;
- наличие и необходимое оснащение столовой с организацией в ней качественного сбалансированного питания;
- квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (педагогические и медицинские работники, учителя физической культуры, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог).
Таким образом, в учреждении создана основа здоровьесберегающей среды.
Организация физкультурно-оздоровительной работы включает:
- полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья на уроках физкультуры, в спортивных секциях;
- организацию занятий по адаптивной физкультуре;
- организацию динамической паузы между 3-м и 4-м уроком;
- строгое соблюдение здоровьесберегающего ортопедического режима;
- организацию физкультминуток на уроках и внеклассных мероприятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- создание условий и организацию работы спортивных секций;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий («Дней здоровья», соревнований, спартакиад, спортивных игр и т. п.).
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа является основой рациональной организации двигательного режима обучающихся с ОВЗ и способствует нормальному физическому развитию и двигательной активности, позволяет повысить адаптивные возможности организма и является средством сохранения и укрепления здоровья.
Профилактика заболеваний и динамическое наблюдение за состоянием здоровья включает:
- использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний: витаминотерапия, галотерапия, чесночные орошения, профилактика нарушений осанки, зрения, фитотерапия и т. п.;
- регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников;
- регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, ведение листа здоровья класса для использования педагогами ;
- привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей;
- анализ заболеваемости, выявление причин и профилактические мероприятия.
Приоритет здоровья – главная отличительная особенность учреждения. Грамотная забота о здоровье является обязательным условием образовательного процесса, что определяет последовательное формирование в учреждении здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигнутые результаты.
Здоровье человека –важный показатель его личного успеха.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база учреждения оснащена:
- электронной почтой;
- выходом в Интернет;
- разработан и действует школьный сайт.
Услуги сети Интернет Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом.
Оператор связи: ООО "Скайстри".
12 компьютеров школы и 2 ноутбук детского сада соединены в сеть (WiFi, кабель). Тип подключения к сети Интернет - по технологии ADSL, скорость подключения до 50 Мбит/с. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. В школе функционирует 1 учебный кабинет информатики, компьютеры находящиеся в кабинетах не имеют доступ в сеть Internet.
На сайте учреждения функционирует кнопка "для слабовидящих".
Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже здания школы, для лиц с ограниченными возможностями передвижения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. На всех школьных компьютерах установлен "Интернет-цензор", блокирующий доступ к сайтам, несущим негативную информацию.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" www.window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
На официальном сайте МКОУ НОШ-ДС ЭМР в сети Интернет размещена специальная версия сайта для лиц с нарушением зрения - версия сайта для слабовидящих.
Материально-техническая база ОУ приведена в соответствие с задачами по обеспечению образования детей с ОВЗ и инвалидов.
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обеспечения всех предметных областей и внеурочной деятельности имеются:
- учебные кабинеты которые оснащены информационно-коммуникационными, компьютерными средствами для проведение уроков;
- библиотека для использования учебной литературы;
- спортивные сооружения (спортивный зало, тренажерный зало, спортивная площадка), оснащённая игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;
- помещение для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающими возможность организации качественного горячего питания;
Учебные помещения оборудованы искусственным освещением с применением люминесцентных светильников. Классные доски оборудованы софитами.
Учебные кабинеты оснащены современным оборудованием для обучающихся и преподавателей:
- интерактивные доски,
- экран,
- мультимедийный проектор,
- учебно-наглядные пособия по предметам;
- спортивное оборудование, тренажеры.
В учреждении функционируют кабинеты социального педагога и педагога-психолога, для проведения коллективных и индивидуальных занятий с использованием компьютеров и мультимедийных проекторов.